Мастер-класс «Методика ведения педагогических наблюдений»
1 слайд. Мастер-класс «Методика ведения педагогических наблюдений»
Как мы все знаем, в нашей деятельности есть три основных регламентирующих документа.
2 слайд. Один из них это Стандарт. В стандарте написано обеспечить постоянное наблюдение и оценку роста и развития каждого ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного планирования изменений в условиях, в формах и видах деятельности, которые соответствовали бы индивидуальным потребностям детей.
3 слайд. ФГОС гласит нам, что мы НЕ оцениваем, знания, умения и навыки ребенка, но педагогическая диагностика остается. Мы лишь фиксируем сформировано или не сформировано, то или иное умение ребенка на том или ином возрастном этапе. В этом смысле педагогическое наблюдение остается основным и единственным средством педагогической диагностики.
4 слайд. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Где предусмотрена система мониторинга, включающая в себя педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика, детское портфолио, карты развития ребенка, шкалы индивидуального развития.
5 слайд.
6 слайд. Нам сейчас понадобится лист бумаги и карандаш. Каждый из нас держал в руках монетку достоинством в один рубль? Нарисуйте ее аверс и реверс по памяти.
7 слайд. Если все выполнили, посмотрите на экран и сравните рисунок с оригиналом. Насколько похож на оригинал ваш рисунок? А теперь представьте, что монетка это ребенок из вашей группы. Мы все смотрим на одного ребенка, каждый видит его по-разному.
8 слайд. Я вам сейчас предлагаю сделать фиксацию наблюдения, при просмотре видеоролика «Деятельность детей на прогулке».
Прочитайте свои наблюдения…… Для начала давайте определим возраст детей. Сейчас какое было наблюдение? (спонтанное). А еще бывает целенаправленное наблюдение.
9слайд. Посмотрите на слайд, я могу из него кратко выделить, что пед. наблюдение имеет цель, конкретный объект наблюдения и фиксацию фактов.
метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.
10 слайд. Когда проводятся пед. наблюдения? (Ответы слушателей) Во время свободной деятельности детей, когда они сами выбирают деятельность, партнеров, материалов.
11 слайд. Естественно если есть пед. наблюдения, значит, есть – наблюдатель. Наблюдатель - имеет определенную цель наблюдения, сконцентрирует внимание на объекте наблюдения и обязательно делает записи. Фиксирующие факты.
Отсроченные фиксации возможны, но они всегда чреваты утратами. Вы понаблюдали утром, а фиксацию наблюдения сделали в обед. Мы сегодня убедились, что отсроченные фиксации возможны, но всегда чреваты утратами. (Пример – монетка).
Остановить презентацию.
12 слайд. Прежде чем приступить к наблюдению, педагогу необходимо понимать его цель. Когда вы ставите цель, на что вы опираетесь? (ответы)
Цель может вытекать из:
- проблемной ситуации
- образовательных областей: создание условий для достижения целевых ориентиров («Карты развития детей»)
- запрос родителей и специалистов.
Мы в своей работе используем карты развития детей, где охвачены все области развития и все возраста дошкольников.
13 слайд. Предлагаем вашему вниманию карты развития.
14 слайд. Формы фиксации могут любыми, главное чтобы было удобно и всегда доступно.
Дневник наблюдений
Блокнот (удобен при длительном наблюдении за одним ребенком)
Тетрадь
Лист
Стикеры (удобный, экономичный вариант)
и т.д.
Мы в своей работе используем стикеры. Это очень удобно, компактно, доступно.
15 слайд. Обратите внимания сейчас перед вами образец . Формы могут быть разные, а требования фиксации пед. наблюдения одни.
16 слайд. А теперь я вам предлагаю еще раз просмотреть видеоролик и провести целенаправленное педагогическое наблюдение. Цель наблюдения на экране.
Остановить презентацию. Прочитайте свои наблюдения. Как вы считаете, отличается ли спонтанное наблюдение от целенаправленного?
17-18 слайды. Предлагаем посмотреть, как выглядят наши, стикеры.
17-18 слайд. Если за ребенком наблюдает один педагог, то пед. наблюдение может стать субъективным. Я могу видеть ребенка таким, каким я «его придумала», а не таким, каким он есть на самом деле. Например: «один педагог видит, что ребенок постоянно дерется. А другой видит, что он заступился за девочку». Поэтому мы с педагогами нашего детского сада работаем во взаимодействии, когда за ребенком наблюдают несколько педагогов, в том числе и специалисты. Поэтому наше пед.наблюдение позволяет формировать объективную оценку развития ребенка.
А также в пед. наблюдения активно включаются родители.
20 слайд. Рекомендации наблюдателю:
- Перед началом наблюдения сформулируйте цели, и заполните известную информацию.
- Уточните у педагога место вашего расположения, так, чтобы вы не мешали деятельности детей (в указанном месте должно быть хорошо слышно и видно деятельность ребенка).
- Приступайте к наблюдению сразу после того, как вы освоитесь.
- Оказывайте минимальное воздействие на окружающее пространство и детей.
- В момент наблюдения опросы персонала и детей не проводятся.
- Куда бы наблюдаемые дети ни отправились, следуйте за ними.
- Наблюдатели не разговаривают друг с другом во время наблюдений.
- Старайтесь сохранять нейтральное выражение лица, и шумно не реагируйте на происходящее.
- Перед наблюдением не забудьте вымыть руки или обработать их дезинфицирующим средством.
ПОМНИТЕ, В ДЕТСКОМ САДУ ЖИВУТ ДЕТИ!
???????????????????????????????????????????????????????
Вывод:
Наблюдения позволяют нам понять каждого ребенка как личность, и на основе результатов наблюдения создать для дошкольника комфортные условия. Помочь ему войти в коллектив, вовлекать его в жизнь группы, поддерживать и поощрять его активность и инициативу в познании.
Наблюдение за детьми и фиксация результатов, позволяет постоянно анализировать свою работу и правильно организовывать развитие детей.
Если у вас есть вопросы можно их задать.
Спасибо за внимание!