Петрищева Любовь Александровна

Мастер-класс «Методика ведения педагогических наблюдений»

1 слайд. Мастер-класс «Методика ведения педагогических наблюдений»

Как  мы все знаем, в  нашей деятельности есть три основных регламентирующих документа.

2 слайд.  Один из них это  Стандарт.   В стандарте написано обеспечить постоянное наблюдение и оценку роста  и развития каждого ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного планирования изменений в условиях,  в формах и видах деятельности, которые соответствовали бы индивидуальным потребностям детей.

3 слайд.  ФГОС гласит нам, что мы НЕ оцениваем, знания, умения и навыки ребенка, но педагогическая диагностика остается. Мы лишь фиксируем сформировано или не сформировано, то или иное умение ребенка на том или ином возрастном этапе. В этом смысле педагогическое  наблюдение остается основным и единственным средством педагогической  диагностики.

4 слайд.   Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Где предусмотрена система мониторинга, включающая в себя педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика,  детское портфолио, карты развития ребенка, шкалы индивидуального развития.

5 слайд.

6 слайд.  Нам сейчас понадобится лист бумаги и карандаш. Каждый из нас держал в руках монетку достоинством в один рубль? Нарисуйте ее аверс и реверс по памяти.

7 слайд. Если все выполнили, посмотрите на экран и сравните рисунок с оригиналом. Насколько похож на оригинал ваш рисунок? А теперь представьте, что монетка это ребенок из вашей группы. Мы все смотрим на одного ребенка, каждый видит его по-разному.

8 слайд. Я вам сейчас предлагаю сделать фиксацию  наблюдения, при просмотре видеоролика «Деятельность детей  на прогулке».

Прочитайте свои наблюдения…… Для начала давайте определим возраст детей.  Сейчас какое    было наблюдение? (спонтанное).  А еще  бывает целенаправленное наблюдение.

9слайд. Посмотрите на слайд, я могу из него кратко выделить, что пед. наблюдение имеет цель, конкретный объект наблюдения и фиксацию фактов.

 метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

10 слайд. Когда проводятся пед. наблюдения? (Ответы слушателей) Во время свободной деятельности детей, когда они сами выбирают деятельность, партнеров, материалов.

 11 слайд.  Естественно если есть  пед. наблюдения, значит, есть – наблюдатель. Наблюдатель - имеет определенную цель наблюдения, сконцентрирует внимание на объекте наблюдения и обязательно делает записи. Фиксирующие факты.

Отсроченные фиксации возможны, но они всегда чреваты утратами.  Вы понаблюдали утром, а фиксацию наблюдения сделали в обед.  Мы сегодня убедились, что отсроченные фиксации возможны, но всегда чреваты утратами. (Пример – монетка).

Остановить презентацию.

12 слайд.  Прежде чем приступить к наблюдению, педагогу необходимо понимать его цель.  Когда вы ставите цель, на что вы опираетесь? (ответы)

Цель может вытекать из:

  • проблемной ситуации
  • образовательных областей: создание условий для достижения целевых ориентиров («Карты развития детей»)
  • запрос родителей и специалистов.

Мы в своей работе используем карты развития детей, где охвачены все области развития и все возраста дошкольников.

13 слайд.  Предлагаем вашему вниманию карты развития.

14 слайд. Формы фиксации могут любыми, главное чтобы было удобно и всегда доступно.

 Дневник наблюдений

Блокнот (удобен при длительном наблюдении за одним ребенком)

Тетрадь

Лист

Стикеры (удобный, экономичный вариант)

 и т.д.

Мы в своей работе используем стикеры. Это очень удобно, компактно, доступно.

15 слайд. Обратите внимания сейчас перед вами образец . Формы могут быть разные, а требования  фиксации  пед. наблюдения одни.

16 слайд. А теперь я вам предлагаю еще раз просмотреть видеоролик и провести целенаправленное педагогическое наблюдение.  Цель наблюдения на экране.

Остановить презентацию.  Прочитайте свои наблюдения. Как вы считаете,  отличается ли спонтанное наблюдение от целенаправленного?

17-18 слайды.  Предлагаем посмотреть,  как  выглядят наши,  стикеры.

17-18 слайд. Если за ребенком наблюдает один педагог, то пед. наблюдение может стать субъективным.  Я могу видеть ребенка таким, каким я «его придумала», а не таким, каким он есть на самом деле. Например: «один педагог видит, что ребенок постоянно дерется. А другой  видит, что  он заступился за девочку». Поэтому мы с педагогами нашего детского сада работаем во взаимодействии, когда за ребенком наблюдают несколько педагогов, в том числе и специалисты. Поэтому наше пед.наблюдение позволяет формировать объективную оценку развития ребенка.

А также в пед. наблюдения активно включаются родители.

20 слайд. Рекомендации наблюдателю:

  • Перед началом наблюдения сформулируйте цели, и заполните известную информацию.
  • Уточните у педагога место вашего расположения, так, чтобы вы не мешали деятельности детей (в указанном месте должно быть хорошо слышно и видно деятельность ребенка).
  • Приступайте к наблюдению сразу после того, как вы освоитесь.
  • Оказывайте минимальное воздействие на окружающее пространство и детей.
  • В момент наблюдения опросы персонала и детей не проводятся.
  • Куда бы наблюдаемые дети ни отправились, следуйте за ними.
  • Наблюдатели не разговаривают друг с другом во время наблюдений.
  • Старайтесь сохранять нейтральное выражение лица, и шумно не  реагируйте на происходящее.
  • Перед наблюдением не забудьте вымыть руки или обработать их дезинфицирующим средством.

ПОМНИТЕ,   В ДЕТСКОМ САДУ ЖИВУТ  ДЕТИ!

 

???????????????????????????????????????????????????????

Вывод:

Наблюдения позволяют нам понять каждого ребенка как личность, и на основе результатов наблюдения  создать для дошкольника комфортные условия. Помочь ему войти в коллектив, вовлекать его в жизнь группы, поддерживать  и поощрять его активность и инициативу в познании.

Наблюдение за детьми и фиксация результатов, позволяет  постоянно анализировать свою работу и правильно организовывать развитие детей.

Если у вас есть вопросы можно их задать.

Спасибо за внимание!

Оставить комментарий: